Радюш О. А. «Сарматские» элементы в вооружении черняховской культуры? (Некоторые дискуссионные вопросы в изучении оружия позднеримского времени и начала эпохи переселения народов в Восточной Европе)
Радюш Олег Александрович, кандидат исторических наук, научный сотрудник отдела археологии эпохи Великого переселения народов и раннего средневековья, Институт археологии РАН, ул. Дмитрия Ульянова, 19, 117036 г. Москва, Российская Федерация
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы, связанные с распространением предметов вооружения «кочевнического» происхождения среди населения черняховской культуры. Рассмотрены особенности погребального обряда этой общности. Для вельбарской основы культуры абсолютно не характерны погребения с оружием. К пшеворскому элементу можно отнести большинство кремаций, особенно с ритуальным повреждением оружия. В погребениях черняховской культуры по обряду трупоположения известны находки: мечей, «клинков с вырезами», копий, дротиков, стрел, деталей лука, топоров, умбонов, фрагментов кольчуг и шлемов. Обычно они единичны. К сарматскому компоненту можно отнести могильники с катакомбными погребениями в Буджаке, погребения в ямах с южной ориентировкой головы, отдельные захоронения в катакомбах по границе лесостепной и степной зон на левобережье Днепра, сопровождающиеся черняховскими импортами. Ряд погребений с оружием, совершенных в ямах с северной ориентировкой головы, возможно, связаны с позднескифской традицией. Мечи в известных нам ингумациях относятся к восточно-европейской традиции – без металлического навершия типа 3 по А.М. Хазанову. Выделение мечей типа 2 местного производства от мечей римско-германского производства требует дополнительного масштабного исследования. В двух погребениях на территории Румынии обнаружены остатки пластин, возможно относящихся к пластинчатым шлемам, хорошо известным у сарматов. По всей видимости, к ритуальным предметам вооружения можно отнести так называемые клинки с вырезами. Синхронно им в зоне пшеворской культуры и на сарматских памятниках появляются «мечевидные» наконечники копий. На территории черняховской культуры они фиксируются в пограничной со степью зоне, но пока только в виде случайных находок. Оба типа оружия, возможно, связаны с культом меча, известным у кочевого скифо-сарматского населения. В то же время конструкции и декор наконечников копий в некоторых случаях, возможно, связаны с римскими церемониальными наконечниками. Судя по имеющимся археологическим данным, развитие вооружения у лесостепных племен Восточной Европы в первой половине I тыс. н.э. в целом было в значительной степени связано с влияниями из Центральной Европы и Римской империи, в меньшей – со стороны степного кочевого населения, которое начинает играть важную роль уже ближе к финалу черняховской культуры. Но присутствие разнообразных кочевнических группировок и влияние их традиций на воинскую среду несомненно.
Ключевые слова: черняховская культура, позднесарматская культура, оружие, позднеримское время, переселение народов, меч, «клинки с вырезами», «мечевидные» копья.
Цитирование. Радюш О. А., 2023. «Сарматские» элементы в вооружении черняховской культуры? (Некоторые дискуссионные вопросы в изучении оружия позднеримского времени и начала эпохи переселения народов в Восточной Европе) // Нижневолжский археологический вестник. Т. 22, № 2. С. 126-166. DOI: https://doi.org/10.15688/nav.jvolsu.2023.2.7
“Sarmatian” Elements in the Armament of the Chernyakhov Culture? (Some Controversial Issues in the Study of Weapons of the Late Roman Period and the Beginning of the Migration Era of Peoples in Eastern Europe) by Radyush O.A. is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.