Малашев В.Ю., Маслов В.Е. Курганы-кладбища центральных и восточных районов Северного Кавказа III в. до н.э. – начала (первой половины) II в. н.э. (памятники типа Чегем-Манаскент)
Владимир Юрьевич Малашев, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник отдела скифо-сарматской археологии, Институт археологии РАН, ул. Дм. Ульянова, 19, 117292 г. Москва, Российская Федерация
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Владимир Евгеньевич Маслов, кандидат исторических наук, научный сотрудник отдела скифо-сарматской археологии, Институт археологии РАН, ул. Дм. Ульянова, 19, 117292 г. Москва, Российская Федерация
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Аннотация. Статья посвящена анализу материалов курганов-кладбищ равнинно-предгорной полосы центральных и восточных районов Северного Кавказа (от Кабардино-Балкарии до Прикаспийского Дагеста-на), датируемых III в. до н.э. – началом / первой половиной II в. н.э. Данные памятники ранее уже получили название типа Чегем-Манаскент. Основными диагностическими признаками их являются черты погребального обряда и единство керамического комплекса. Вопрос формирования культуры памятников типа Чегем-Манаскент рассматривается следующим образом: материальную культуру определяют традиции северо-кавказского оседлого населения, а погребального обряда – традиции кочевого населения северокавказских степей раннесарматского времени. Первоначальной территорией сложения культуры памятников типа Чегем-Манаскент являлись районы от Кабардино-Балкарской Республики до западной части Чеченской Республики; могильники Прикаспийского Дагестана представляют собой результат миграции ее носителей. Традиции населения, оставившего памятники типа Чегем-Манаскент, явились культурным субстратом, на основе которого формировалась аланская культура Северного Кавказа раннего этапа (II-IV вв. н.э.), генетическая связь с которой фиксируется в погребальном обряде (захоронения в катакомбах типа I) и в керамическом комплексе. Кроме того, керамический комплекс памятников круга Андрейаульского городища в значительной степени восходит к керамической традиции древностей типа Чегем-Манаскент, осложненной морфологическими влияниями традиции Кавказской Албании. И наконец, памятники типа Чегем-Манаскент лежат в основе формирования памятников типа Подкумок-Хумара, с которыми их связывает использование трансформированного катакомбного обряда погребения с многоразовым использованием камерных могил и керамический комплекс.
Ключевые слова: Северный Кавказ, курганы-кладбища, III в. до н.э. – начало (первая половина) II в. н.э., погребальный обряд, керамический комплекс.
Цитирование. Малашев В. Ю., Маслов В. Е., 2021. Курганы-кладбища центральных и восточных районов Северного Кавказа III в. до н.э. – начала (первой половины) II в. н.э. (памятники типа Чегем-Манаскент) // Нижневолжский археологический вестник. Т. 20, № 2. С. 81-132. DOI: https://doi.org/10.15688/nav.jvolsu.2021.2.5
Kurgan-Cemeteries of Central and Eastern Regions of North Caucasus 3rd Century BC – Early 2nd Century AD (Monuments Chegem-Manaskent Type) by Malashev V.Yu., Maslov V.E s licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.