Шаров О.В. Боспор. Полихромные стили позднеримской эпохи
Олег Васильевич Шаров, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник отдела археологии эпохи Великого переселения народов и раннего Средневековья, Институт археологии РАН, ул. Дм. Ульянова, 19, 117292 г. Москва, Российская Федерация,
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
, https://orcid.org/0000-0002-0151-2265
Аннотация. Под полихромным стилем позднеримской эпохи понимается сочетание следующих признаков: устойчивый набор элементов орнамента, техника нанесения орнамента (тиснение, басма, напаянные зернь и филигрань) и вставки полудрагоценных камней/стекла в напаянные или вырезанные касты. Для позднеримской эпохи можно выделить пять стилистических групп полихромных изделий, выполненных в различных орнаментальных стилях. К предметам первой стилистической группы «Иллеруп – Керчь» можно отнести типы изделий, украшенные тонкими золотыми пластинами с тиснением следующих типов орнамен- та: зерни, филиграни, концентрических кругов и змеек. Они появляются еще во второй трети III в. и бытуют вплоть до середины IV в. н.э. К предметам второй стилистической группы «Беркасово – Кишпек» можно отнести типы изделий, украшенные главным образом уже серебряными позолоченными тонкими пластинками с тиснением как известных, так и новых типов орнамента: косых крестов, звездочек, треугольников. Эти предметы появляются не ранее начала IV в., продолжают существовать также и в развитом IV в. К предметам третьей стилистической группы «Горгиппия – Лоо» следует отнести массивные золотые предметы, украшенные в центре обойм бирюзовыми, сердоликовыми и гранатовыми вставками, а по полю – орнаментом в виде фестонов из напаянной зерни, по краям обойм и вокруг гнезд – в виде напаянной филиграни. В позднеримское время они характерны для памятников Кавказа (Армазисхеви, Клдеети, Лоо и т. д.), в основном второй половины II – первой половины III в., но известны также и на Боспоре (Горгиппия, Пантикапей), и в Прикубанье («Золотое кладбище»). В позднеримское время также известны редкие изделия, выполненные в морфологически близкой технике перегородчатой инкрустации, которые можно выделить в четвертую стилистическую группу «Арагвиспири – Танаис». Это единичные комплексы: Комаров II, кург. 8, Аджимушкай, 1841 г., погребение с Золотой маской, 1837 г., Бердянский курган, мог. Центральный, Танаис, 1972 г. и т. д. Во второй трети IV в. н.э. появляется пятая группа изделий «Мессаксуди – Керчь», которая сочетает в себе признаки двух предыдущих групп – орнаменты третьей группы – настоящая зернь и филигрань, но на тонкой золотой пластинке. Основной орнамент на вещах этой группы – треугольники из настоящей зерни, которые заполняют все поле изделия между кастами, куда вставлены полудрагоценные камни и стекло. Почти все предметы выделенных третьей и пятой групп полихромных изделий по своим признакам могут соотноситься с изделиями I стилистической группы полихромных изделий гуннской эпохи по И.П. Засецкой, но предшествуют им и датируются III–IV вв. н.э.
Ключевые слова: Боспор, позднеримское время, полихромия, техника перегородчатой инкрустации, стилистическая группа, декор, орнамент, каст, полудрагоценный камень/стекло.
Цитирование. Шаров О. В., 2019. Боспор. Полихромные стили позднеримской эпохи // Нижневолжский археологический вестник. Т. 18, № 2. С. 197-220. DOI: https://doi.org/10.15688/nav.jvolsu.2019.2.13
Bosporus. Polychromic Styles of the Late Roman Period by O.V. Sharov is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.